Д
Двигательная единица — одиночный мотонейрон вместе с мышечными волокнами, которые он иннервирует.
Двигательный анализатор — нейрофизиологическая система, осуществляющая анализ и синтез сигналов, возникающих в органах движения человека и животных. Состоит из периферического отдела, специфических нервных волокон, подкорковых структур и коркового отдела, расположенного в лобных долях коры головного мозга.
Движения произвольные — мозговая организация деятельности, направленная на осуществление определенных целей и достижение определенного результата. Д. п. филогенетически — самые молодые и самые сложные, отражающие способность человека предвидеть результат, программировать последовательность действий и вносить коррекцию по ходу деятельности. В организации Д. п. ведущая роль принадлежит префронтальной (лобной) коре. Связь префронтальной корковой зоны с лимбической системой обеспечивает программирование движений на основе текущей потребности (мотивации). Реализация программы осуществляется при участии базальных ганглий и моторной области коры больших полушарий.
Дельта-ритм — серии периодически повторяющихся с частотой 1—4 Гц дельта-волн. Д.-р. — характерный элемент ЭЭГ сна. Д.-р. наблюдается в ЭЭГ, регистрируемой у людей после повреждения коры больших полушарий. В последнем случае максимальная его амплитуда наблюдается на границе опухоли или травматического очага. Д.-р. с амплитудой не более 20—30 мкВ встречается в ЭЭГ здоровых людей во время сна и при бодрствовании.
Дендрит (греч. dendron — дерево) — ветвящийся отросток нервной клетки (нейрона), воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. По характеру ветвлений различают монополярный апикальный дендрит и мультиполярный базальный дендрит.
Депривация (лат. deprivatio — лишение, потеря) — длительное устранение сенсорных раздражителей, сопровождающееся структурно-функциональным изменениям определенных отделов мозга и рядом психических расстройств, от нарушений сенсорных и мыслительных процессов до галлюцинаций и бреда.
Диагностика (греч. diagnostikos — способный распознавать) — процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза). Диагностика используется для оценки здоровья, физического и психического развития, профессиональной пригодности, а также и в других сферах деятельности человека.
Дидактогения (греч. didaktikos — поучительный; genes — порождаемый) — психоэмоциональное напряжение учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя, воспитателя, тренера), неадекватными требованиями и (или) неумеренным педагогическим воздействием с информационной перегрузкой. Д. усугубляет умственное утомление, накапливает его, приводя к переутомлению, нарушениям деятельности и межличностных отношений, создавая предпосылки появления неврозов. Д. может стать причиной школьных проблем у детей без отклонений в развитии познавательных функций
Дидактоневроз (греч. didaktikos — способный поучать) — невроз, вызванный неадекватными условиями организации обучения, либо личностью педагога (его требованиями, тактикой общения и т.п.).
Динамика работоспособности (греч. dynamikos — могущий, имеющий силу) — закономерности изменения работоспособности при выполнении деятельности или в течение определенного времени — дня, недели, года. Работоспособность является интегративной характеристикой функционального состояния ребенка, отражает изменения состояния в процессе деятельности, в течение урока, учебного дня, недели, года. Знание закономерностей динамики работоспособности позволяет рационально построить учебный процесс, снизить функциональное напряжение организма и повысить эффективность работы.
Добровольный опрос с использованием полиграфа - опрос, осуществляемый при наличии добровольного согласия опрашиваемого лица в случаях, определённых законом.
Дрейф глаз — медленное, плавное перемещение глаз, прерываемое микроскачками.